ДИЗАЙН

/ Главная / Аналитика /

Белорусская мода, ее история, традиции...

Информация о статье: Дата добавления:

ИСКУССТВО БЫТЬ ВПЕРЕДИ

Белорусская мода, ее история, традиции сегодня очень актуальны. В наши дни, когда скорость в приоритете, а глобализация создает риск утраты национальных черт для любой страны, остаются незыблемыми для профессионалов ценности: любовь и уважение к своей профессии, ответственность за творческое наследие и вера в успех своего дела. Быть высокопрофессиональным художником, дизайнером по костюму и быть патриотом, это значит иметь золотые ключи от кладовых богатств национальной культуры, настойчиво продвигать их к достижениям в индустрии моды. Такому сложному и прекрасному миру - красоте, гармонии, традициям, обучению профессии “Дизайнер по костюму” и посвящает все годы своей деятельности Доцент кафедры моделирования одежды и художественного ткачества БГТХИ, кандидат искусствоведения Галина Яковлевна Мешкова.

Наша встреча в Минске, как и в прошлые годы, была неожиданной, рядом с Центром мод (ЦМ), который еще при Советском Союзе был и Белорусским Республиканским ЦМ. С ним у нас были связаны творческие встречи, семинары, конференции. Галина Яковлевна, была как всегда, с особым шармом, элегантностью и утонченной пластикой модельера. В тот день я узнала замечательную новость: Министерство культуры РБ вручило Галине Яковлевне Мешковой Высший наградной знак “ За вклад в развитие культуры Белоруссии”, выделив особо ее научные работы - две мультимедийные галереи : “История белорусской моды.”2013 г. и “Персоналии современной белорусской моды” 2014г. Особо ценно то, что такой наградой впервые в Белоруссии был удостоен дизайнер по костюму.

Фото: Вечерний ансамбль. Журнал" Служба быта Белоруссии" 1985г.

40 лет в профессии

В 1976г окончила с отличием БГТХИ (сегодня - Белорусская государственная академия искусств). Это был только второй выпуск дизайнеров по костюму. (В этом, 2016 году, отмечают 40-летие факультета дизайна и ДПИ). Затем работала по направлению института в БР Доме моделей, а с 1982 г. уже главный художник ПО «ПРОГРЕСС» (инд. пошив одежды), возглавила экспериментальную лабораторию, где создавались направляющие коллекции. Г.Я М руководила авторскими проектами ярких дизайнеров Г. Главлиной, Ж. Боровец, Л. Мельниковой, Н.Рахимовой.

Г.Я.Мешкова: «В работе над созданием коллекций главным было - рождение образа и эксперименты в дизайне одежды, которые позволяли отразить дух времени»

Эти коллекции становятся трендовыми образцами Минска. Отдельные модели тиражировались даже малыми сериями. В 1982 году создается Минский театр моды (МТМ) по образцу Московского театра мод В.Зайцева, который не имел аналогов в Советском Союзе и за его пределами. Галина Яковлевна была одним из его основателей.

Первые модели представляли в новом амфитеатре - в необычном Демонстрационном зале с вращающейся сценой. На каждые четыре сезона года создавались сложные направляющие коллекции по 125-130 ансамблей. А некоторые из них потом становились серийными. Впервые они получали свои особые названия: «Эрмитаж», «Встреча» и другие. Эти дизайнерские разработки отмечались достойно в иллюстрациях республиканского журнала « Служба быта Белоруссии». Пусть то была несравнимо скромная полиграфия, но он был востребован, и сегодня это настоящий раритет. Огромный фронт работы у Галины Яковлевны был и в 82 ателье Минска, впервые в республике вела обучение художников-модельеров ателье дизайну одежды, после работа в БЦМ ведущим художником. А с 1992 г. Галина Яковлевна начало преподавательской деятельности в Академии искусств на кафедре костюма и текстиля, где потом был огромный труд научной работы, получение звания доцента и степени кандидата искусствоведения с защитой диссертации по теме «Становление и развитие дизайна одежды в Беларуси 1950-1990-х годов». Написано много статей для научных республиканских и международных конференций.

Среди ярких работ: в 2012-2014 гг. разработаны две мультимедийные галереи, которые зарегистрированы в республиканском научном реестре. Галина Яковлевна является постоянным членом жюри , председателем в многочисленных международных и республиканских конкурсах и фестивалях моды. С 1992 г. член Экспертного Совета ГПТО «Белхудожпромыслы».
Член Союза дизайнеров Белоруссии.

Внизу фото: Г.Я.Мешкова. Минск.2015 год

«Да, время становится молниеносным, а посмотреть чуть назад, в неповторимые советские годы, то можно сказать , что мир творчества - тогда и сегодня - это однозначно разные полюса. В те, советские годы: ни красивых журналов мод, ни информации об ее направлении на следующий сезон просто не было. В Москве, только в Общесоюзном Доме МОДЕЛЕЙ (ОДМО) на Кузнецком мосту, был “закрытый”тесный - читальный зал с ограниченным выбором мировых журналов мод. Доступ был только по командировочным. Начиная с 1996 г., дважды, ежегодно на наши семинары приезжал из Лейпцига Директор Института моды и редактор журнала «Textile Vershaft» Карл Шварц (журнал издавался более, чем в 90 странах мира). Он привозил в Минск в БЦМ уникальный материал. Читал лекции по тенденциям мировой моды на новый сезон и впервые лекции по маркетингу, что само по себе было настоящей инновацией в те годы. Все было высоконаучно и профессионально. До сих пор вспоминаю детальность информации. И после этого тенденции “растекались” по предприятиям “Легпрома” и Бытового обслуживания.

-Что мы видим сейчас?

- Журналы, телеканалы, интернет. Выбор информации о направлениях моды огромен. Он исходит из разных источников - яркий, бурлящий поток. Однако, нельзя сказать , что все стало легко и просто. Реализовать идеи дизайнера, донести до покупателя в лучшем виде – это уже самая ответственная часть и, главное здесь еще и то, что результат ложится на плечи уже не только модельеров. Для полного успеха нужен крепкий доверительный, взаимный тандем дизайнера по костюму со структурами предприятий и прогрессивный маркетинг.

С каждым годом Академия искусств открывает новые имена. И не сравнить их уже с теми студентами, кто поступал лет 10 назад. Глобализация, интернет, активная информация и «глянец», дают более широкие возможности для реализации себя в этой профессии . Поэтому мы делаем все, чтобы сохранить наш белорусский стиль, традиции, связь времен, и в то же время делаем активное продвижение его и в мировую культуру. Дизайнер по костюму - это личность , которая создает не просто красивую, модную и стильную одежду, а тонко чувствует свою страну и время, перспективу и интересы наших людей. Кроме того, костюм это и особый мир сцены, и поэтичные образы, и новаторство. Интересная , колоритная и сложная профессия, без нее и невозможно представить наш современный мир.” - Г.Я.Мешкова.

Фото- Академия искусств. Защита курсовых работ. Февраль 2016г.

И этот мощный меняющийся мир не может не влиять на дизайн одежды, на стиль, на наши интересы. Что раньше было детально, трудоемко и конструктивно сложно, сегодня сменяется новыми акцентами, разнонаправленными философскими взглядами, образами, простотой кроя, скоростью создания, острой технологичностью. Влияет на все, что создается, в первую очередь, и мировая экономика. Сегодня дизайн одежды воспринимается намного шире – она и как картина, художественное произведение, где влияют и играют роль космос, архитектура, музыка, театр и кино... Но есть и простая для всех одежда, которая не должна превращаться в безликость, а иметь свою душу, культуру созвучную с каждым из нас, ведь глобализация это мощная лавина. Все это трудные и особо ценные задачи, в своей научной и педагогической жизни ставит и решает уникальный обаятельный человек, дизайнер по костюму Галина Яковлевна Мешкова.

Ее талантливые выпускники: Тамара Корако и Жанна Капусникова (Большой государственный театр опер и балета), Барановская Анна (Италия), Бровка Анастасия (Минск, Центр моды), Зуенок Анастасия (ГГПУ им.Я.Купалы), Козлов Вячеслав ( Минск, авторский салон), Гнудо Инна ( Солигорская швейная фабрика»Калинка»), Новик Ольга(трикотаж, частная фирма), Шипук Анастасия (художник , Национальный театр Оперы и балета РБ), Сокольвяк Алена ( г.Гомель, Обл.драм.театр) и другие.

Галина Мосеевская, Член Союза дизайнеров Белоруссии.

Фотографии автора статьи и из личного архива Г.Я. Мешковой.

Комментарии к статье (0)

Добавить свой комментарий




Добавить новый комментарий: (Разрешённые теги: <b><i><br>)