ДИЗАЙН

/ Главная / Аналитика /

Становление и развитие научной школы дизайна в Беларуси

Когда речь идет о научной школе, то подразумевается, что в ее рамках подготовлено достаточно много ученых – докторов и кандидатов наук. Настоящая научная школа характеризуется обязательной активной научной работой, связанной с разработкой определенных научных проблем. Кроме того, научная школа тесно связана с аспирантурой и докторантурой, подготовкой соответствующих диссертаций, с проведением тематических конференций по определенному научному направлению.

Таким образом, научная школа, как правило, обладает вполне определенными основными признаками: минимальный цикл, позволяющий фиксировать существование школы, – это три поколения исследователей (основатель, последователь-преемник, ученики преемника); наличие лидера – крупного ученого, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом; сохранение в научной школе атмосферы творчества, общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам; формирование и постоянное пополнение группы последователей лидера, поддерживающих с ним контакты, разделяющих ценности и традиции школы, способных к самостоятельному поиску.

Исходя из этих посылок, можно сделать попытку представить научную школу дизайна Беларуси следующим образом.

Основоположником школы, по ряду объективных признаков, можно назвать Чернышова Олега Викторовича - известного ученого, длительное время работающего в этом направлении.

Разумеется, говоря  о научной школе дизайна в Беларуси, мы рассматриваем вузовскую науку, вносящую свой вклад в академическую и отраслевую науку в целом. Традиционно в качестве основной ячейки высшего учебного заведения выступает кафедра. Но  не каждый научный коллектив кафедры может претендовать на звание научной школы. Как правило, когда в отчетах говорится о научной работе кафедры, то никогда не подразумевается, что на каждой из них есть научная школа в полном понимании этого определения. Однако с полной уверенностью можно сказать, что научная школа дизайна начала формироваться  в стенах Белорусского государственного театрально-художественного института (БГХТИ) (сейчас – Белорусская государственная академия искусств) именно на кафедре промышленного дизайна факультета промышленного искусства. Педагогический коллектив кафедры, с первых лет существования помимо  учебно-методической работы осуществлял активную научно-исследовательскую и экспериментально-поисковую деятельность.

Встреча с московскими коллегами на кафедре дизайна. БГАИ. 1997 год

Просмотр студенческих работ. ЕГУ. 2000 год

Защита дипломных проектов. БГАИ. 1995 год

Защита дипломных проектов. БГАИ. 1995 год

Просмотр студенческих работ. Н.К.Мохнач, Д.А. Черницкий, И.Я.Герасименко, О.В.Чернышев. ЕГУ. 2010 год

Начиная с 70-х годов прошлого столетия, коллектив кафедры работал над программой подготовки специалистов-дизайнеров новой формации с более высоким уровнем творческих способностей, с принципиально иными знаниями, навыками и умениями. Основополагающие научно-теоретические идеи этой программы были изложены в докладах «Методологические принципы построения общей теории дизайн-деятельности (философский аспект)» (О.В.Чернышов) и «Стратегия повышения качества подготовки специалистов-дизайнеров» (В.Я.Петрущик, О.В.Чернышов). Эти доклады были опубликованы в материалах 1-й Республиканской научно-методической конференции по проблемам дизайна и художественно-конструкторского образования, состоявшейся в 1974 г. В БГХТИ. Основными научными  направлениями программы можно назвать разработку научно-теоретической   концепции  дизайн-деятельности с системой  логико-методологических принципов и средств ее практической реализации;  поиск   наиболее    эффективных педагогических способов внедрения разработанной концепции дизайна вучебно-воспитательный процесс; формирование   комплекса программ по теоретическим и практическим дисциплинам с соответствующей корректировкой учебного плана; экспериментальную апробацию методики преподавания профилирующих дисциплин;  установление содержательных  и  методических межпредметных связей с дисциплинами   общеобразовательного и общехудожественного циклов.

В успешной реализации этой программы основную роль сыграла специальная разработка философской концепции взаимодействия как научной основы для построения общей теории деятельности в систематизации всего комплекса целей, принципов, методов и средств художественно-проектного  творчества  в  дизайне и проблемно-методологической ориентации учебного процесса. Автор этой концепции О.В.Чернышов, работавший на кафедре почти со дня ее основания, считал, что философский анализ дизайна как культурно-исторического явления дает основания рассматривать его как особую форму общественного сознания наряду с теоретическими, эстетическими, религиозными, правовыми и иными его формами. По мнению Чернышова О.В. дизайн, являясь формой практи­ческого сознания, отражает объективную потребность общества в системной организации предметных условий его бытия как «второй природы». Выполняя свои социальные функции, дизайн призван обеспечивать тот необходимый уровень культуроемкости предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека, который стимулирует формирование, развитие и проявление у него социально значимых свойств и качеств, гармонизирует отношения личности и общества в процессе их предметно-деятельностного взаимодействия. Отсюда следовал вывод, что непо­средственным предметом творческой деятельности дизайнера теперь должны выступать уже не только и не столько функционально-техническое или конструктивно-технологическое преоб­разование и эстетическое осмысление содержательной структуры разнооб­разных искусственных систем, но и  свойства и качества конкретной человеческой личности, во всем богатстве ее индиви­дуальных характеристик, сущностных определений и культурно-исторических функций.

По материалам проведенного исследования по формированию общей модели профессиональной дизайн-деятельности О.В. Чернышев в 1983 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Концепция взаимодействия и методологические проблемы дизайна». Во время защиты этой диссертации серьезную критическую проверку прошли научная новизна и весомость идей, положенных в основу построения системы опере­жающего дизайн-образования. Эта работа на долгие годы стала научным обоснованием построения и организации не только учебного процесса, но и процесса профессионального дизайнерского проектирования в республике.

На кафедре,  на основе концепции взаимодействия была разработана методика дизайн-проектирования. Исходя из общих концептуальных установок и задач построения устойчивой системы опережающего дизайн-образования,  были разработаны и в эксперимен­тальном порядке апробированы ориги­нальные авторские программы по основным профилирующим дисципли­нам, что способствовало повышению целост­ности всего учебного процесса и эффективности усвоения студентами разнообразных аспектов професси­онального творчества комплексно и на единой системообразующей основе. Методика решения учебных задач требовала от студентов комплексного применения принципов научного, техни­ческого и художественного творчества, что стимулировало развитие у них одной из важнейших профессиональных способностей – целенаправленно и гибко осуществлять синтез понятийно-логических и художественно-образных форм творческого мышления. При этом, исключительно важное значение придавалось обеспечению прочной методической связи учебного материала пропедевтических дисцип­лин «Функциональный анализ» и «Основы формальной композиции», которые велись на первых двух курсах и ставили целью дать студентам основы профессиональной грамоты в области методологии проектного творчества и художественно-композиционного формообразования в дизайне.

Теоретические и учебно-методические разработки преподавателей кафедры, разделяющих  научные идеи и ценности неформального лидера, неоднократно публиковались в отечест­венной и зарубежной печати, доклады­вались на различных симпозиумах, конференциях и семинарах, посвя­щенных проблемам дизайна. Сам О.В. Чернышев, как  ведущий в республике специалист по теории и методологии дизайна имеет ряд публикаций, неизменно вызывающих огромный интерес не только у преподавателей и студентов-дизайнеров вузов и ссузов, но и у всех кто так или иначе связан с проблемами художественно-композиционного творчества.  В этом ряду в первую очередь необходимо отметить изданную в 1999 году книгу О.В. Чернышева «Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна», в которой впервые дается систематизированное изложение специальных вопросов теории и методики освоения основ художественно-композиционной грамоты в процессе профессиональной подготовки дизайнеров. Это учебное пособие содержит систему программных заданий для практического освоения художественно-композиционного формообразования, методические пояснения к каждой теме и обширный иллюстративный материал. До сих пор в библиотеке академии искусств книга является наиболее востребованной среди студентов, так как реально способствует развитию проектно-творческого мышления.

В 2001 году, поднимая актуальные вопросы своего времени, О. В. Чернышев издает методическое пособие «Теоретические основания и методические принципы построения вступительного экзамена по специальности на кафедре дизайна: (Методическое пособие для преподавателей и абитуриентов")», которое  посвящено поиску средств выявления проектно-творческих способностей абитуриентов во время сдачи вступительных экзаменов по специальностям, связанным с художественно-проектным творчеством. В 2004 г. была опубликована книга «Концептуальный дизайн», в которой рассматривалось само понятие «концептуальный дизайн» и с ориентацией на специфику его смыслового содержания выстраивалась модель образовательной системы, включающая формы работы с абитуриентами, принципы проведения приемных экзаменов по специальности, а также методику организации учебного процесса по профилирующим дисциплинам. В 2006 г. вышла новая книга «Дизайн-образование: новая модель профессиональной подготовки дизайнеров», где формулировался ряд положений, имеющих существенное значение для организации современной системы дизайн-образования. В 2012, 2013 годах была опубликована работа  «Композиция. Творческий практикум», допущенная Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по специальности «Дизайн».

Помня о том, что научная школа по своей сути являет собой эффективную модель образования как трансляции помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей от старшего поколения к младшему, отметим, что такой акт преемственности несомненно присутствует.

Под руководством О.В.Чернышова выпускница аспирантуры академии  искусств К.А. Стрикелева подготовила и в 2001 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 17.00.06 - техническая эстетика и дизайн. К тому времени К.А. Стрикелева уже занимала должность декана факультета дизайна и декоративно-прикладного искусства.  Она представила  очень актуальную для того периода времени работу “Трансформационная функция дизайна в контексте современной культуры”. Сейчас К.А. Стрикелева сама является научным руководителем нескольких аспирантов. Защита кандидатских диссертаций этих аспирантов только ожидается, но уже можно говорить о трех поколениях исследователей.

При характеристике научной школы преемственность часто трактуется как продолжение тематики исследований учителя в трудах учеников. На наш взгляд, это не исключает переосмысление учениками изначальных научных результатов и выводов учителя и продуцирование ими  собственных научных идей. Приходится констатировать тот факт, что в настоящее время общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам не наблюдается.

Еще раз отметим, что основными характеристиками научной школы могут быть: известность в научном сообществе; высокий уровень исследований, их оригинальность; научная репутация; научные традиции; преемственность поколений. Почти все эти характеристики применимы к рассматриваемой научной школе дизайна. Почти, но не все. Вместе с тем представляется, что научная школа, являясь научным сообществом, может объединять ученых различных научных специальностей, но связанных разработкой цельной научной проблемы. Если предположить, что такой проблемой является теория и методология дизайна, а также оптимизация  практики дизайнерского проектирования, то научное сообщество в виде научной школы можно представить как творческую активность и  неформальное творческое содружество исследователей разных поколений,  где может выделяться иерархия научных интересов и авторитетов.

Активность научно-исследовательской деятельности в области дизайна  в начале 1980-х годов  зафиксирована тем, что белорусскими дизайнерами, работавшими в области теории и методологии дизайна, был защищен целый ряд кандидатских диссертаций. Среди них можно назвать Ю.Н.Галкина, Я.Ю.Ленсу, И.Я.Герасименко, В.С.Моисеева, В.И.Коломийца. 

Тяжелый для нашей страны и ее экономики период кризисов и трансформаций обусловил значительное снижение научной активности в сфере дизайна. Первой научной работой в независимой Республике Беларусь, появившейся после значительного перерыва и касающейся, в частности, проблематики графического дизайна, стала кандидатская диссертация по искусствоведению М.Г. Борозны  «Белорусская книжная графика 1960-1990-х годов», защищенная в 1998 году. В 1999 году Л.В.Березкина защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук  по теме «Эргономическое знание в современном обществе: тенденции развития и способы трансляции».

В 2000 году произошло знаковое событие для научной общественности республики: при Белорусской государственной академии искусств открылся первый и единственный в стране совет по защите кандидатских диссертаций (К09.02.01) по специальности 17.00.06 – техническая эстетика и дизайн. В состав совета вошли четыре доктора  и три кандидата наук. Совет по защите фактом своего открытия при академии искусств, обозначил территориальную принадлежность научной школы дизайна. Первой в названном Совете, как уже говорилось, защитилась К.А. Стрикелева в 2001 году. 

В 2003 году В.П. Кляуззе защитил диссертацию по теме “Человеческий фактор в современном дизайн-проектировании: системные аспекты формирования”. В 2008 году Совет К09.02.01 успешно провел две защиты: Г.Я. Мешкова защитила работу по теме “Становление и развитие дизайна одежды в Беларуси 1950 – 1990-х годов”, А.Е.Шифрин  — по теме «Дизайн мультимедийных изданий по художественной культуре Беларуси: принципы разработки». В 2012 состоялась защита диссертации П.В.Лежанской по теме «Фотографика в графическом дизайне: коммуникативные и изобразительно-выразительные особенности».

Как следует из названий научных работ, исследуются  самые  различные аспекты дизайна. При этом количество поступивших в совет диссертаций для рассмотрения значительно превышает количество работ, допущенных к защите. Высокие требования, предъявляемые членами совета к актуальности тем, содержанию работ и  качеству  проведенных научных исследований, обусловлены осознанной ответственностью перед научным и творческим сообществом страны.  Срок полномочий совета в настоящее время продлен по 1 декабря 2016 года.

Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что научные исследования в области дизайна, которые  ведутся в  Беларуси в различных направлениях, смогут стать реальной базой для  формирования единого подхода к модели специалиста при различных подходах к профессиональному обучению. Что касается научной школы дизайна, то можно констатировать тот факт, что она, в соответствии с общепринятыми критериями, в настоящий период времени от состояния формирующейся научной школы уверенно переходит в состояние развивающейся научной школы.

Лидия Березкина

Занятия в школе-студии «Концептуальный дизайн». МУУ. 2014 год

Занятия в школе-студии «Концептуальный дизайн». МУУ. 2014 год

Студенческая конференция. Я.Ю.Ленсу, В.С.Моисеев. МИУ. 2011 год

Члены государственной экзаменационной комиссии на защите дипломных проектов. БГУ. 2011 год

Преподаватели кафедры дизайна МУУ А.М. Константинович,  М.С. Низовцев, О.В.Чернышев