ДИЗАЙН

/ Главная / Новости /

10 "светил" мирового дизайна: авторы известных светильников

Информация о статье: Дата добавления:

Эта статья о дизайнерах, создавших не просто светильники, а великие коммерческие шедевры, настолько совершенные, что эти предметы смогли избежать морального старения даже по прошествии многих десятков лет.

Имя Поля Хеннингсена, или PH, под которым он больше известен, стало синонимом датского дизайна освещения - за свою жизнь он спроектировал более ста ламп. Самая известная из них – икона мирового дизайна – лампа PH Artichoke.

Уже более полувека  этот светильник поражает зрителей своим скульптурным, органическим дизайном. Но главное в нем — уникальный световой эффект: «Артишок» излучает мягкий рассеянный свет. Размер и расположение «листьев» рассчитано таким образом, чтобы свет никогда не падал непосредственно. Лампа может быть рассмотрена из любого ракурса, не выделяя источника света.

Выросший в маленьком городке без электричества, Поль Хеннингсен в своих работах пытался воссоздать так приятно напоминающее о детских годах мягкое свечение газового светильника в светильниках электрических.

Но даже когда Artichoke не включен, он остаётся значительной частью декора. Первый PH Artichoke был выполнен в 1958 году из меди для ресторана в Копенгагене – и здесь он висит до сих пор! К юбилею PH Artichoke была выпущена лимитированная серия из 50 покрытых 24-каратным золотом светильников, снабженных уникальным номером. Розничная цена «золотого артишока» составила 70 тысяч евро.

Этот светильник – один из лучших образцов мирового дизайна.

Ричард Саппер - гуру промышленного и интерьерного дизайна, культовый мастер, признанный гений и непревзойденный конструктор. Начав свою карьеру в начале 50-х годов прошлого века, он создал немало продуктов, которые пользуются популярностью и продаются до сих пор. Автор первого «дизайнерского» чайника, дизайнер легендарного ноутбука IBM «ThinkPad» 1992 года, за свою карьеру он успел поработать для таких ведущих мировых компаний, как FIAT, Pirelli, IBM, Lenovo, Artemide и многих других. 15 его дизайнерских объектов находятся в Нью-Йоркском музее современного искусства. В 2012 году дизайнер был удостоен ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».

Знаменитая Tizio lamp Ричарда Саппера, впервые выпущенная для Artemide аж в 1972 году, до сих пор пользуется успехом у ценителей, а что наиболее важно – у покупателей. Этот светильник был продан в рекордном количестве - почти 2 миллиона единиц.

«Супермаркет творческих шансов» – так называет безграничные возможности современных технологий один из самых влиятельных дизайнеров нашего времени Альберто Меда. Образование Меда как инженера-механика, несомненно, дает ему выгодное положение, а также побуждает его при начале проекта отдавать приоритет конструктивным особенностям, а не формальным аспектам дизайна.

В 1989 году компания Luceplan выпустила ставший знаменитым светильник Альберто Меда Titania (в соавторстве с Паоло Риццато). По форме он похож на большой дирижабль, взаимозаменяемые фильтры позволяют менять цвет корпуса по своему усмотрению, не влияя при этом на эмиссию белого света.

Работы Вико Маджистретти - пример простоты, элегантности и сдержанности в бурном мире итальянского промышленного дизайна. Им как дизайнеров руководила страсть создавать то, что он называл «анонимные традиционные объекты». И его мечта, несомненно, осуществилась: 80 процентов того, что создал Маджистретти, производится до сих пор.

Самый известный светильник, спроектированный одним из основателей ADI (Ассоциации промышленного дизайна), - настольная лампа «Atollo» - одна из самых культовых моделей 70-х годов. Напоминающая своей формой гриб, она похожа на множество других ламп-грибов, появившихся в те годы, однако ярче и выразительнее их всех. Изготовленная из раскрашенного алюминия, лампа «Atollo» вошла во множество музейных экспозиций благодаря лаконичному и эффектному сочетанию трех простейших геометрических тел — цилиндра, конуса и полусферы. В 1979 году лампа «Atollo» получила престижную награду Compasso d'Oro. Сейчас она снова на волне популярности: не так давно «Atollo» снялась в рекламе Gucci и Nokia.

Микеле де Лукки - бородатый «дикарь» итальянского дизайна. В отличие от Вико Маджистретти, Микеле де Лукки вместе со своей небольшой миланской командой Produzione Privata принципиально занимается «чистым» дизайном, уже много десятилетий стараясь не зависеть от заказчиков и прочих условий, продиктованных массовым производством. Желание «творить свободно» не помешало, однако, Де Лукки создать фирменный стиль для Центрального банка Германии, почты Италии, банка Intesa и реализовать многие другие важные архитектурные и дизайнерские проекты. За заслуги в дизайне и архитектуре в 2000 году Де Лукки был приставлен к ордену офицера Итальянской Республики.

Ещё в молодости, в 1979 году, Микеле де Лукки, активно занимавшийся в то время искусством и перформансом, сделал для выставок несколько гротескных и комических дизайн-объектов, в том числе светильник «Sinerpica». Светильник имеет форму цветка, оригинален, впрочем, совершенно бесполезен как источник света.

Луис Комфорт Тиффани сконструировал множество разнообразных видов ламп и абажуров - от простых до вычурных, от неброских до роскошных. Некоторые модели люстр Тиффани называл «висящими букетами». Как бы то ни было, коллекционеры в наши дни разыскивают и скупают за огромные деньги именно эти «цветочные» лампы с их неповторимыми, изукрашенными орнаментом бронзовыми основаниями, иногда включающими в себя прекрасную мозаику.

Лампа «Лотос» — образец одной из самых великолепных комбинаций основания и абажура, когда-либо созданных Тиффани. Лампа «Лотос» была продана в декабре 1997 года на аукционе «Кристи» в Нью-Йорке за 2 807 500 долларов — рекордную цену для лампы Тиффани. Даже во времена своего создания (1906 год) производство этой лампы было очень трудоемким. Она стоила 750 долларов и была самой дорогой моделью. Студия Тиффани одновременно производила по одной такой лампе, начиная производство новой только тогда, когда предыдущая была закончена.

Исаму Ногути -  американский скульптор и дизайнер японского происхождения. В своих произведениях старался соединить западную, модернистскую культурную традицию с приёмами искусства Японии. Одна из его самых известных работ - бумажный светильник Akari, давно ставший классикой дизайна XX века.

Слово Акари в японском языке имеет то же значение, что и слово «Light» в английском – «легкий» и «свет». Акари это именно легкий свет, легкий и в смысле тяжести, и в том смысле, что свет они дают мягкий, приглушенный.

Эти светильники выполнены в подражание дизайну фонарей из бумаги васи и имеют простую квадратную или круглую форму (всего около 100 моделей), символизируя бесконечный космос. Т.е. то, что мы понимаем под традиционными японскими светильниками, а именно фонари из деревянного каркаса и натянутой на него бумаги, появилось совсем недавно, а именно в 1951 году, когда их придумал  Исаму Ногути. Светильники Akari изготавливаются вручную. Их можно аккуратно сложить и положить в конверт. Эти лампы настолько соответствуют духу Японии, что кажется, они были всегда. Собственно, они напоминают традиционные бумажные фонарики Гифу.

По авторской технологии эти светильники изготавливаются по сей день только на одной-единственной фабрике в Японии, и, надо полагать, стоят весьма недешево. Один из таких светильников в ноябре 2013 года можно было увидеть в Национальном историческом музее в Минске на выставке «Современный японский дизайн».

Видео о том, как изготаливают светильники Akari:

Акилле Кастильони – один из основателей итальянского дизайна. Для его дизайнерской фантазии не существовало ограничений. Он проектировал и мебель, и посуду, и электроприборы, а главное – делал это с радостью. И эту энергию радости можно ощутить даже сейчас, спустя десятилетия, глядя на его произведения.

По-настоящему успешные светильники создал Акилле Кастильони для компании Flos. Tоршер Arco, придуманный им в 1962 году совместно с братом Пьером Джакомо, давно стал иконой дизайна. Источником вдохновения для Кастильони послужил уличный фонарь. Лампа Arco представляет собой светильник, висящий на длинной дуге в виде арки (отсюда название светильника), которая крепится к мраморному блоку весом в 65 кг. Учитывая вес светильника, для его переноски в мраморной основе сделано отверстие, в которое вставляется ручка, и тогда два человека могут перенести торшер. Главной целью Акилле было совместить в одном светильнике функции торшера и подвесной лампы.
Главное правило, которому всю свою жизнь учил студентов Акилле Кастильони, было: «Начинайте всегда с черты. Простота всегда приведёт вас к нужной цели». Arco — наглядное доказательство того, что сам маэстро всегда неотступно ему следовал. В лампе присутствуют только простые и ясные линии. Сегодня лампа Arco представлена во многих музеях мира. Именно этот торшер стал символом "Итальянской лампы".

Ещё один выдающийся светильник, созданный основателем премии "Золотой циркуль" для Flos, - TARAXACUM 88, имеющий в общей сложности 200 лампочек.

Третий брат Кастильони - Ливио- работал отдельно, главным образом в сфере проектирования светотехники. Самый известный его объект, созданный в соавторстве с Джианфранко Фраттини - лампа Boalum - светильник из пластиковых труб. Этот оригинальный многофункциональный светильник длиной в два метра может быть настольным, напольным и даже настенным. Кроме того, его можно удлинить: к Boalum легко присоединяются до 4 таких же светильников! Настоящая классика дизайна.

Филипп Старк не просто очень известный дизайнер, а поп-звезда планетарного масштаба. Старк - уникум, умудряющийся сочетать в себе огромный талант дизайнера и массу энергии, харизму.

 Фишка светильника Филиппа Старка Chapeau в том, что шляпа в комплект не входит. Шляпа – абажур этого светильника, и предполагается, что владелец может использовать любую из своих шляп и менять их в зависимости от своего настроения: от игривой соломенной шляпки до строгого цилиндра или ковбойской шляпы, - создавая тем самым бесконечное множество абажуров. А светильник Chapeau – не что иное, как подставка, на которую можно повесить шляпу.

Ценность всех этих дизайнерских светильников заключатся в успешно налаженной связи между качеством творческого проектирования, эстетикой и производством, функциональностью, коммерцией. Благодаря такому сочетанию, эти светильники стали не просто инструментами для нужд человека, но и знаковыми объектами дизайна.

Комментарии к статье (4)

  1. Agata | 26. 07. 2017 в 13:19

    интересные такие светильники

    Ответить пользователю

  2. Карамель | 27. 07. 2017 в 06:32

    Для меня важнее практичность, поэтому заменила все светильники в доме на светодиодные https://ledpremium.by/catalog/svetodiodnye_svetilniki/ - пусть и не значительная, но всё же экономия. Свет стараюсь отключать, если в комнате никого нет. Нужно уметь считать свои деньги.

    Ответить пользователю

  3. house-Naf | 17. 09. 2017 в 22:04

    Для того чтобы обновить что-либо в собственной квартире, не обязательно выкидывать старую мебель и нестись заказывать что-то прогрессивное и пристижное. Ведь можно добавить только лишь несколько штрихов и ваша комната измениться!

    А если обстановка старая или что-то еще испортилось, то это можно также починить или же привнести вещам новую жизнь. Для того чтобы понимать, как это разработать, надо воспользоваться советами нашего веб-сайта. У нас собрано достаточно информации для того, чтобы прийти на выручку вам в таком нелегком деле, как создание уютной и комфортной жилой площади, где бы она ни находилась и какие бы у вас возможности при этом ни были.


    http://ecohouse.info/

    Ответить пользователю

  4. StephenAcern | 16. 03. 2018 в 22:23

Добавить свой комментарий




Добавить новый комментарий: (Разрешённые теги: <b><i><br>)