ДИЗАЙН

/ Главная / Новости / Арт-календарь /

Истории из жизни

Информация о статье: Дата добавления:

Адам Панчук (Adam Panczuk) – польский фотограф, делающий проект о Беларуси. И один из тех немногих людей, которые, вздыхая о мечте уехать в деревню, действительно это делают. О том, что его связывает с Беларусью, за что он получил премию Magnum Expression Award, о польской деревне и непослушных учениках в интервью с ним.

Лена Карпилова: Месяц назад ты в очередной раз посетил Беларусь в связи с фотопроектом.  Почему именно об этой стране, какова предыстория?
Адам Панчук:  Вообще проект о Беларуси делаю не я один, а группа людей. В неё входят самостоятельные фотографы, познакомившиеся на одном мастер-классе по фотографии лет 5-6 назад. Мы называемся Sputnikphotos. Среди нас есть поляки, девушка из словении, чех. И один человек из Беларуси – Андрей Ленкевич. После знакомства мы решили, что осуществлять какие-либо проекты будет легче вместе, и объединились в творческую группу. Сейчас мы собираем материал для книги о Беларуси.

Л.К.: Ты снимал деревенскую Беларусь или городскую? С какой стороны тебе была интересна эта страна?
А.П.: Я делал портреты людей и не выезжал специально в деревню, хотя об этом можно подумать. В 2005 году я сделал серию о польских деревнях. Главная в серии была деревня Любенка, около белорусско-польской границы. Там я, можно сказать, прожил три года в доме знакомого. Из этих трёх лет два года я ничем не занимался, кроме фото. Главным для меня было показать человека в синтезе с землёй. В Польше нету сейчас колхозов, у жителей деревень есть 4-5 гектара земли, на которой они сами себе хозяева. Эта земля даёт им урожай, которым они должны прокормить всю семью, за счёт которого они живут, поэтому и отношение к земле очень бережное и специфическое.

Л.К.: Эта серия и получила Magnum Expression Award… Но там я вижу постановочные фото: мужчина, стоящий в воде, парень, спрятавшийся в корзину в поле. Как сельские жители доверились тебе и как ты с ними общался?
А.П.:  Поначалу люди относились ко мне с опаской и совсем несерьёзно, мол, что это за дурак такой? Однажды весной, например, приехал ксёндз, чтобы окрапить землю святой водой на хороший урожай.. Я всюду следовал за ним. Чтобы словить нужный ракурс, ложился, ползал по земле, бегал вокруг него. Люди, мягко говоря, удивлённо смотрели на меня. Но потом я показал им готовые фотографии, и они приняли меня и сказали, что раньше таких фотографий не видели. Там же я делал серию про любительский театр. В нём участвуют жители этой деревни, представления проходят 3-4 раза в год и привязаны к народным праздникам и обрядам. По сути, то же самое, что было 100-150 лет назад. В постановке участвует целая семья. А действие во время спектакля происходит по всей деревне: актёры перемещаются, и зрители следуют за ними.

Л.К.:  А за что ты получил второе место в Pictures of the Year International (2011)?
А.П.:  За фотографии, снятые в Исландии. Это серия работ, посвящённых исландской мифологии. Про разных людей, которые ещё верят в эльфов. Мы работали в дуэте с исландским писателем Синди Фрейсоном (Sindri Freysson). Он написал текст к фото.


Л.К.:  А был ли ты в других славянских странах?
А.П.:  Да, был. Несколько месяцев назад, например, я ездил в Россию снимать для одного польского журнала режиссёра А. Кончаловского. Провели вместе где-то 5 часов, а съёмки уложились в минуту… Ездил на Украину, когда Ющенко был у власти, и делал серию фото в деревне Хоружевка, где он вырос. Sputnikphotos, кстати, сделали книгу об Украине. Но я тогда ещё не был знаком с этими ребятами, в то время я как раз жил в деревне.

Л.К.: А не хочешь поехать поснимать Индию, например? Сейчас это популярно…
А.П.:  Я был в Индии и снимал там. Есть люди, которые влюблены в Индию, а есть те, которым она быстро надоедает. Я принадлежу ко вторым. Вот планирую поехать на Байкал. Но это, в лучшем случае, где-нибудь через полгода.

 

Л.К.:  Сейчас ты готовишь какой-то проект?
А.П.:  Вместе с Sputnikphotos мы делаем проект о реке Висле в Варшаве по заказу научного центра им. Коперника. Несмотря на то, что это заказ, у нас карт-бланш, авторский стиль не цензурируется. Параллельно буду, наверное, начинать снимать серию о людях, каким-то образом связанных с Вислой, начиная от тех, чья работа как-то связана с этой рекой и заканчивая просто прогуливающимися вдоль реки людьми.

Л.К.Кроме фриланса, ты занимаешься ещё и преподаванием. Сложно тебе это даётся?
А.П.:  Я преподаю курс документальной, репортажной фотографии в одной частной школе. Мои ученики – молодые люди 20-25 лет. Странно, что некоторые из них платят за учёбу, ходят на занятия, но зачастую не хотят фотографировать. В прошлом семестре я рекомендовал им сделать длительный полугодовой проект. Но никто его не сделал… На занятиях мы обсуждаем принесённые снимки, сделанное домашнее задание. А что можно сделать, если ученик ничего не принёс?.. Совсем недавно такое опять случилось, и я отправил их в декабре на улицу снимать на тему «Лето в городе».


Л.К.Скажи, как полученные тобой награды повлияли на твою популярность, на количество проданных работ?
А.П.: Когда я получил в 2004 году первую награду, то думал, что вся жизнь после этого перевернётся. Но такого и близко не случилось. Мою исландскую серию нашёл российский Esquire и опубликовал в одном из прошлогодних номеров. Сейчас мои работы продаются в одной парижской галерее. Там же полтора года назад была выставка серии про польскую деревню, после которой дела пошли очень удачно. В этом году в этой же галерее будет выставка исландских фотографий. А через 3-4 месяца должна выйти книга о Беларуси.

Комментарии к статье (0)

Добавить свой комментарий




Добавить новый комментарий: (Разрешённые теги: <b><i><br>)