ДИЗАЙН

/ Главная / Новости /

Брутальность как точка соприкосновения

Информация о статье: Дата добавления:

На фото: Сергей Шило и Лариса Финкельштейн на открытии выставки «Рождение из...» в Галерее БСД

Сама идея проведения выставки Сергея Шило в галерее Союза Дизайнеров, впрочем, как и идеи всех предыдущих выставок в этом месте, принадлежит Дмитрию Сурскому. Справедливости ради надо сказать, что все выставки каким-то образом вписывались в весьма специфический интерьер галереи.

Выставки Сергея Шило тоже имеют большой опыт самых разных залов. От вылощенных рафинированных музейных («Музей Войны», «Литературный музей» и т.д.) до сугубо выставочных, фестивальных» -  во Дворце искусства (Международный проект «Дах»), в Галерее  библиотеки имени Пушкина и т.д.

И, несмотря на «особые особенности» этих выставок, они во всех залах смотрелись достаточно убедительно. Однако, ни одна из выставок в Союзе Дизайнеров, и нигде выставки Сергея Шило не давали такой потрясающей органики экспонатов и выставочного пространства, как его нынешняя экспозиция «Рождение» в галерее СД с её, словно «невысохшей» штукатуркой на стенах.

Всего несколько лет назад, тогда никому неизвестный, Сергей Шило ворвался в искусство на деревянном коне, с ржавым гвоздём наголо вместо шашки, точнее сказать, сразу на нескольких конях, самолично управляя большим эскадроном.

Кроме создания брутальных форм и использования веками известного материала – дерева,  который он совершенно по-новому прочитал, Сергей реанимировал темы и героев, казалось бы, уже исчерпавших себя во всех видах искусства…  Великая Отечественная, Холокост, Афган, Высоцкий…

Кстати, по поводу его «пластического сказа» о Высоцком, не могу не согласиться со Змитером Бартосиком, белорусским бардом, который ничего лучше о Высоцком не видел. Я тоже слышала и видела, во-первых, самого Высоцкого в тесной компании, во-вторых, много московских талантливых спектаклей, акций, вечеров памяти, сама делала несколько таковых, но ничто не было так точно, так убедительно и не произвело на меня такого впечатления, как проект Сергея Шило.

В цельных, завершённых проектах Шило эти темы обрели не просто новое звучание, а набатную силу боли, обнажённую остроту переживания.  «Всё, что было не со мной – помню», можно сказать о тематике всех проектов Сергея, начиная с самых первых, посвящённых отечественной материальной культуре (он страстный коллекционер и популяризатор старины), и заканчивая его нынешней юбилейной выставкой – минималистской, ретроспективной, аскетичной и дающей достаточно полное впечатление о круге его интересов и самой яркой личности художника.

Предельная искренность и абсолютная парадоксальность пластического мышления его авторских работ заставляют самых разных зрителей до обморока погружаться в суть на самом высоком эмоциональном градусе. Многие его произведения вызывают настоящий арт-шок, о котором могут только мечтать художники и критики.

Сергей оказался человеком сколь многогранным, столь же органичным и цельным. Его «Крик» в инсталляциях и объектах, посвящённых войне, вызвал к жизни, столь же неожиданно, сколь и визуальное воплощение темы, вербальное её звучание. Более того, не просто вербальное, а поэтическое,  не просто поэтическое, а переплавленное в авторскую песню и так же талантливо исполненное…

Выставки и песни Сергея  - это своеобразный музыкально-поэтический пластический театр. Это некая новая форма авторского создания образов, их выражения… самовыражения Художника в широком смысле этого слова.

Сергей тонко чувствует и тонко переживает пространство и умеет с ним «играть». Он может своими работами на плоскости стены может создать иллюзию объёма, пространства, перспективы. А объёмные объекты в реальном пространстве организовать так, что с разных ракурсов зритель видит целостную «картину», словно она вся находится на одном большом холсте.

Его большие, острые драматические и трагические темы сочетаются с интимными лирическими мотивами. Монументальность, содержание часто воплощаются в очень камерной, личностной форме. Многие его работы полны особого пластического» юмора, неконвертируемого ни в какие другие формы, в том числе и вербальные.

Сергей Шило. «Круг, или Обрыв»

Кроме того, что Сергей интересен и талантлив как художник, как поэт, как бард, он при этом успевает быть ещё и… Человеком. Сегодня уже многие умеют говорить, петь, но как мало людей, умеющих слушать и слышать. Сергей  - один из них. Он не только «остросовременно» чувствует историческую боль - боль человечества, боль людей, волею судеб оказавшихся вместе в смутное время в «горячей точке» (Афган), боль уходящего, не его поколения, Владимира Высоцкого, но и простую боль и беду обычного человека рядом. Отклик на эту боль ничего не добавляет к имиджу. Её можно не услышать и, конечно, не отозваться, как делает большинство людей сегодня.

К величайшему удивлению, Сергей, в самой загруженный и напряжённый для себя момент (других у него почти не бывает) – за день до открытия этой персональной выставки, за несколько часов до серьёзной поездки в другую страну (поездки, которая требует большой подготовки), умеет вырвать из своего плотного по содержанию, эмоциям и времени графика какие-то дополнительные часы, существующие вероятно только в его личных сутках, чтобы просто оказать реальную помощь, практически спасти какие-то отдельные человеческие жизни: отдать свою кровь, положить в больницу человека (это у нас не быстро, все знают). Мотаясь по командировкам, позвонить и спросить «Что надо?» у того, кому «Очень надо». И каким-то образом между поездками выполнить это.

 
Он успевает содержательно и требовательно воспитывать своих сыновей, окружать нежностью и заботой родителей, проявлять чудеса обязательности с партнёрами и коллегами, никогда не тянуть на себя одеяло в общем деле…

За что бы он не взялся,  – это всегда креативно, талантливо, свежо, остро, и в совершенно неожиданном ракурсе, который может задать всему этому на сегодняшний день только Сергей  Шило.

Нашего Шило нигде не утаишь. Он  не в «одном месте», а сразу во многих… и везде – талантливо, ярко, остро, с точным попаданием, в полном соответствии с фамилией.

Лариса Финкельштейн, искусствовед
[email protected]

Фотографы: Евгений Жуков, Николай Карев

Комментарии к статье (0)

Добавить свой комментарий




Добавить новый комментарий: (Разрешённые теги: <b><i><br>)



Подпишитесь на обновления

© Белорусский Союз Дизайнеров 2001-2018.